Учителям установлена норма часов работы за ставку

Новость о том, что установленная Министерством педагогического просвещения норма в 18 часов работы в неделю для обеспечения заработной платы для учителей, а для воспитателей, психологов и социальных педагогов – 36 часов, вызвала неоднозначную реакцию в обществе.
На первый взгляд это может показаться долгожданным шагом к соблюдению условий труда, но при более глубоком анализе открывается сложная картина, требующая переосмысления всей системы образования и роли учителя в ней.
18 часов за ставку: благо или уловка
Установление 18 часов работы в неделю за ставку зарплаты для учителей сразу привлекло внимание общественности.
Тем более, что ранее существовала практика, когда ставка могла быть растянута на значительно большее количество учебных часов, фактически превращая учителя в работника, который проводит часть своего дня не только в школе, но и за подготовкой к урокам, проверкой работы и внеклассной сферой. Однако в этой, казалось бы, позитивной новости раскрываются нюансы.
- Это означает, что каждая школа, детский сад, гимназия будут иметь право устанавливать количество часов для учителей, которые там работают в начале каждого учебного года. Теоретически это дает возможность гибкого подхода к работе специалистов: в школах учитель будет иметь комфортную нагрузку. Это позволит одним заниматься саморазвитием и индивидуальной работой с учениками, одновременно другие окажутся под давлением, когда 18 часов станут «потолком», и вся остальная деятельность будет подталкиваться к добровольно-принудительному характеру.
- Рабочие часы – понятие растяжимое. Что именно включается в эти 18 часов? Только уроки? Или подготовка к ним, проверка домашних занятий, родительские собрания, участие в педсоветах, методическая работа? Если речь идет только об уроках, то это, конечно, значительное облегчение. Но если в эти 18 часов педагог будет заниматься всякой преподавательской деятельностью, этот эффект может быть обратным – учитель, желая набрать норму будет сокращать время на обучение.
36 часов для специалистов: исключение или правило
Для воспитателей детских садов, педагогов-психологов и социальных работников норма в 36 часов значительно больше, чем у учителей-предметников. В ходе их работы, где часто требуется постоянное присутствие, общение с детьми, родителями, а также индивидуальная работа, такая цифра может быть оправданной.
Однако важно, чтобы эти 36 часов были действительно необходимы, а не стали формальным отбыванием времени. В условиях нехватки кадров, которые признаются властями, таких специалистов не хватает. Установление четких норм при этом может иметь значение для более справедливого распределения прав и оплаты труда, но только при прозрачном учете всех видов деятельности.
Реакция на реалии
Новость о норме рабочего времени для учителей меняется в связи с признанием властями низкой зарплаты, что является основной причиной нехватки кадров в этой отрасли.
Примечательно, что параллельно с новостями, растет интерес соотечественников к временной занятости, в 3,5 раза больше людей, чем год назад, ищут такую подработку. Ежемесячно регистрируются 430 тысяч человек как самозанятые, что на 9% больше, чем год назад. Общее число самозанятых сейчас превысило 14 миллионов человек. Это свидетельствует о том, что люди ищут дополнительный источник дохода, а традиционные формы работы перестают быть для них единственными или наиболее привлекательными.
В этой ситуации установленные нормы рабочего времени для учителей могут иметь два сценария развития:
- Стимул к повышению заработной платы и постоянные условия труда: если образовательные учреждения будут стремиться к тому, чтобы эти 18 часов были максимально эффективными и оплачивались достойно, это может стать толчком к позитивным изменениям. Возможно, учителя сможет получить доплату за результаты, которые стимулируют их к более целенаправленной работе.
- Усугубление проблемы нехватки кадров: если школа, стремясь сэкономить, будет назначать минимальную нагрузку, при этом не будет повышаться зарплата, то педпгоги, скорее всего, будут искать другие, более выгодные возможности для заработка, в том числе и в рамках самозанятости. Это может привести к тому, что престиж профессии учителя будет и дальше снижаться, а школа сталкивается с еще большим дефицитом квалифицированных кадров.
Ситуация с нормой рабочего времени для учителей – не просто бюрократический шаг, а и сигнал о необходимости перехода от формального учета рабочего времени к определению результатов. Современное образование требует от педагога не просто «отсидеть» несколько часов, а быть наставником, специалистом, способным вдохновлять, развивать критическое мышление и творческий потенциал.
Возможно, пришло время пересмотреть саму суть «ставки». Вместо фиксированного количества часов ставка могла бы быть направлена на достижение качества образования, успеха на олимпиадах и конкурсах.
Новые реальности
Новая норма рабочего времени ставится перед учителями, администрацией школы и решает сложную задачу. Необходимо найти баланс между фиксированной нормой и индивидуальным подходом, между прозрачностью и эффективностью.
- Для учителя это означает возможность более четко выстроить свой рабочий день, а также необходимость доказывать свою ценность не только через количество проведенных уроков, но и через качество достигнутых результатов.
- Для образовательных организаций – это возможность оптимизировать рабочие процессы, но также и ответственность за создание условий, чтобы учитель мог реализовать свой потенциал и получить достойную оплату за свой труд.
- Для государства – это необходимость не только соблюдать нормы, но и создать систему, которая будет обеспечивать достойную зарплату педагогам, делать профессию доступной и использовать реальные формы и методы обучения.
Отмена жестких временных рамок – это шаг к большей гибкости, но он должен сопровождаться повышением инновационности труда учителя и реальным улучшением его материального положения.
В противном случае эта «смена парадигмы» рискует стать лишь очередной попыткой, требующей изменений в будущем.
Работала в школе много лет назад. Сбежала. Решила, что никогда в эту систему не вернусь. Вернулась в надежде, что произошли изменения в лучшую сторону. Ошиблась.