Рефлексия или рефлекс?
Расскажу про один из психологических экспериментов, которые я проводила и описывала в разных научных изданиях.
Испытуемым предлагались тексты различной тематики и объема (процедура эксперимента не так интересна) и потом нужно было передать их содержание. При этом я установила, что некоторые люди передают смысл и, так называемые, смысловые кластеры» без искажений.
Вторая группа людей вносит свои детали, которых не было.
А третья группа, наоборот, постоянно «не замечает» важных, с точки зрения смысла, деталей и в своей интерпретации убирает их из своего изложения. Так как была проведена целая серия таких экспериментов, то случайность исключалась.
Тогда я начала выяснять, а какие параметры в структуре мышления «отвечают» за такие «игры мышления».
Выяснилось, что значимым отличием этих групп был уровень развития рефлексии. То есть, способность формулировать и решать задачи на смысл. Не просто стереотипно рефлекторно* реагировать на происходящее и отбиваться от него, а самому осознанно открывать смысл в том, что ты делаешь.
Вот и получается, что если Вы относитесь к группе с высоким уровнем рефлексивных возможностей, то Вы никогда не сможете донести информацию до двух других групп в том объеме, в котором Вы считаете необходимым. И, в результате, получите или какие-то обрывки, лишенные первоначального смысла, или так много привнесённых деталей, что за ними этот смысл тоже будет не найти.
Так себе новость – людей с высоким уровнем рефлексивных возможностей около 23 процентов.
Но есть и хорошая новость: рефлексивные возможности можно расширить, а рефлексивные способности развивать.
* Рефлекс (лат. reflexus — отраженный)
#психология #psychology #рефлексия #эксперимент #ожизни #отношения #психологрядом #проектжизнь #личностныйрост #личностноеразвитие #мышление